Есть ли прототип всем знакомых эскизов для карт с фигурами в костюмах?

Поделиться
Колода карт, разработанная к 300-летию дома Романовых.

В 1911 году к 300-летию дома Романовых на немецкой фабрике карточных игр Дондорф были разработаны эскизы для карт с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников знаменитого бала в Зимнем дворце Санкт-Петербурга в 1903 г.

Ход императрицы

Костюмированный бал, состоявшийся во время Масленицы 1903 года в Зимнем дворце, был грандиозен. А его изюминкой стала идея императрицы Александры Федоровны – запечатлеть для потомков участников, облаченных в исторические костюмы XVII века. Причем силами лучших фотографов Санкт-Петербурга. На основе дворцовой съемки Экспедиция заготовления государственных бумаг издала роскошный “Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце”, состоявший из десяти увражей (папок) большого формата. 21 гелиогравюра и 174 фототипии!

Но этим дело не ограничилось.

В 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появится колода игральных карт “Русский стиль”. А на них – участники того самого бала. Эта карточная колода переживет всех участников костюмированного праздника в Зимнем, вынесет смену политических режимов и благополучно доживет до наших дней. Однако и сегодня любители острых ощущений, играя в “дурачка” или преферанс, вряд ли догадываются, какая захватывающая история идет к ним в руки.


Эмоции царя

Вспоминает баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны:

“Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. … Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, – зрелище было поистине завораживающим”.

Усилим зрелище зарисовками из недавно изданного дневника последнего русского царя. Не склонный к сантиментам император Николай II не скрывал радостных эмоций по поводу бала, растянувшегося на три (!) вечера.

“11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцевали русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2[ ]1/2.

13-го февраля. Четверг. В 9[ ]1/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале – повторение предыдущего для Мама (вдовствующая императрица Мария Федоровна. – С.Э.). Миша (великий князь Михаил Александрович, младший брат царя. – С.Э.) тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 102 поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву (Александр Дмитриевич, шталмейстер Двора Е.И.В., меценат и музыкант-любитель, начальник Придворной певческой капеллы. – С.Э.). Половина общества была “наша” – в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски”.

Конечно, спустя годы многое стало восприниматься иначе. Великий князь Александр Михайлович, удачно избежав гибели в Смуту и оказавшись в эмиграции, через десятилетия представит веселье в Зимнем роковым знамением: “Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки (Николай II. – С.Э.) хотел вернуться к славному прошлому своего рода. … Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке”.

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Но в 1903 году двор веселится, не задумываясь о будущем.


Судьбы дам, валетов, королей

В колоде “Русский стиль” у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре царя Ксении Александровне – ее фотография в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, – это не кто иная, как дама треф.

В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.

Бубновый валет – великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).

Трефовый валет – великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века.

Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.

Неординарна ситуация и с червовым королем. Его костюм – это маскарадное одеяние Николая II. “На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, – “малиновая и белая с золотой вышивкой”, писала императрица”. Однако король лишь отдаленно напоминает царя Николая: придать большее портретное сходство с императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.

Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного – достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко “Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею”. Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, – точь в точь, как на тузах в нашей колоде.

Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе в одежде жильца 1647 года.

Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.

А пиковый валет – это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков в костюме боярина XVII века. А еще – подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего…

Костюмированный бал на масленицу 1903 года стал последним радостным событием времен царствования императора Николая II. Следом непрерывной чередой пошли лишь горести и печали: неудачная война с Японией, Кровавое воскресенье, Смута…


Ах, какие это были дамы!..

Эскизы для карт “Русский стиль” были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году.

В 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года – Александровская мануфактура).

Фабрика с 1819 года осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был запрещен, чем устранялась всякая конкуренция.

Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).

Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то в 1912м – свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.

После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет. В 1923 году фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.

Бедные,бедные дети…

53-я карта колоды "Русский стиль" первого выпуска с изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца с надписью: "Себя не жалея питает птенцов".

На картах колоды “Русский стиль” первого выпуска было изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: “Себя не жалея питает птенцов”. Подразумевалось, что правительство вовсе не думает о собственной выгоде, а печется исключительно о благе детей-сирот.

Считалось, что доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних питомцев – сирот и подкидышей.

Азартные карточные игроки были убеждены в том, что они своей пагубной страстью помогают детям. В рассказе Николая Семеновича Лескова “Интересные мужчины” один из героев так говорит: “… а сами – чтобы не заскучать – сели под вечерний звон “резаться”, или, как тогда говорилось, “трудиться для пользы Императорского Воспитательного дома”.


Литература:
1. Цит. по: Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
2. Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 711, 712, 713.
3. Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний. Глава XIII. Гроза надвигается // http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/13.html.
4. Цит. по: Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
5. С 1911 г. – командир лейб-гвардии Сводно-казачьего полка, с которым вступил в Первую мировую войну. Был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Позднее командовал 3-й бригадой 1-й гвардейской кавалерийской дивизии (1915), 4-й Донской казачьей дивизией (1915-1917). В мае 1916 года был назначен наказным атаманом области Войска Донского. Донской атаман в эмиграции. Председатель Союза Георгиевских кавалеров.
6. Командиром императорской яхты “Нева” (1909-1910) и канонерской лодки “Хивинец” (1910-1911). В 1912-1913 гг. – флаг-капитан штаба начальника бригады линейных кораблей эскадры Балтийского моря. В июле 1913 г. назначен военно-морским агентом в Англии и одновременно – членом русского правительственного комитета в Лондоне. В 1916 г. получил чин контр-адмирала и одновременно зачислен в Свиту Его Императорского Величества. После революции оставался в Лондоне морским агентом белых русских правительств.
7. Гарин Л.Ф. Художник и карты // Панорама искусств. Вып. 11: [Сб. статей и публикаций]. М.: Советский художник, 1988. С. 252-265 // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=986.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *