Парижский шаблон

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Король пик. Картон, ксилография, раскрашенная по трафарету. Франция, 1816–1840 годы ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 173/31

Привычный нам тип карточных мастей устанавливается в XV веке во Франции. Предположительно, четыре масти французских карт изображают четыре глав­ных предмета рыцарского обихода: трефы — эмблема меча, пики — копья, бубны — знамена или гербы, черви — щиты. До начала XVII века все карты внешне были «одноголовыми» — то есть фигуры изображались в полный рост. Зеркальные, «двухголовые» карты стали появляться спустя столетие. 

Рисунок, который мы видим на этой колоде, впервые появился в середине XVII века и к сегодняшнему дню не сильно изменился. Исследователи называ­ют такие карты «парижский шаблон» . Каждая фигурная карта этой колоды имеет исторический прототип: короли — Карл Великий, Юлий Цезарь, Алек­сандр Македонский и библейский царь Давид; дамы — Юдифь (более ранние изображения — Елена Троянская или Дидона — основательница Карфагена), Рахиль, Аргина (анаграмма слова regina ; именем Аргина вскоре стали назы­вать любовниц французских королей), Афина Паллада (иногда Минерва или Жанна д’Арк); валеты — Лагир (Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир ; советник Жанны д’Арк, ставший героем народного фольк­лора), Гектор (Гектор де Маре, рыцарь Круглого стола, брат Ланселота), Лансе­лот (рыцарь Круглого стола) и Ожье (Огиер; двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании).

Дама бубен. Картон, ксилография, раскрашенная по трафарету. Франция, 1816–1840 годы ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 173/14
Валет червей. Картон, ксилография, раскрашенная по трафарету. Франция, 1816–1840 годы ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 173/5

После Великой французской революции республиканское правительство при­казало изменить типы карт. Королей заменили гениями войны, торговли, мира и искусств, сидящими во фригийских колпаках . Дам — четырьмя женскими фигурами, изображавшими свободу вероисповедания, печати, брака и промыс­лов. Вместо четырех валетов изображались аллегорические фигуры равенства состояний, прав, обязанностей и рас. После реставрации монархии во Фран­ции карточные фабриканты заменили королей — философами и писателями, дам — добродетелями, валетов — известными республиканцами.

Художник выделил дубовым веночком трефовый туз, на котором во Франции ставили акцизный штемпель. Франция, около 1890-х годов virginiarussell.wixsite.com/playing-cards
Король пик. Картон, хромолитография. Франция, 1890–1925 годыГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 171/51
Дама бубен. Картон, хромолитография. Франция, 1890–1925 годыГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 171/24
Валет червей. Картон, хромолитография. Франция, 1890–1925 годыГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 171/10

Источник: https://arzamas.academy/micro/koloda/1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *